Сведения об образовательной организации
menu
Вернуться назад

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Другими словами, это те навыки и умения, необходимые каждому для жизни в современном обществе.
Функциональная грамотность включает грамотность в чтении и письме, математическую и юридическую грамотность, грамотность в вопросах здоровья и семейной жизни, естественных науках.
При этом важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности. Особое внимание уделяется возможностям для саморазвития и самообразования (информация с сайта МОНиМП Краснодарского края)
Подробности можно прочитать - https://minobr.krasnodar.ru/presscenter/news/uroven-funktsionalnoy-gramotnosti-shkolnikov-odin-iz-pokazateley-kachestva-obrazovaniya/

Федеральные нормативно-правовые документы

Приказ Минпросвещения РФ от 06.05.2019 г. № 219 - "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО"

Письмо Минпросвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 - "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности"

Письмо Минпросвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 - "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности"

Письмо Минпросвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 - "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности"

Региональные документы и материалы

Приказ МОНиМП КК от 21.09.2021 г. № 2979 - "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Краснодарского края"

Приказ МОНиМП КК от 01.12.2021 г. № 3590 - "О внесении изменения в приказ МОНиМП КК от 21 сентября 2021 г. № 2979 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций Краснодарского края""

Приказ ГБОУ ДПО "Институт развития образования" КК от 30.09.2021 г. № 461 - "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся"

Комплексные работы по оценке уровня сформированности метапредметных результатов обучающихся 5-8 классов

Функциональная грамотность школьников: проблемы и эффективные практики. Сборник материалов

Сборник лучших практик организации внеурочной деятельности, направленной на развитие мотивации к изучению предметов естественнонаучного цикла

Сборник материалов по формированию функциональной грамотности обучающихся по предметам естественнонаучного цикла

 

Муниципальные документы и материалы

Приказ управления образования АМОБР от 13.12.2021 г. № 991 - "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Брюховецкого района"

Письмо управления образования АМОБР от 21.10.2021 г. № 3310 - "О развитии функциональной грамотности обучающихся"

Приказ от 02.12.2021 г. № 947 - "О проведении тематических недель по функциональной грамотности"

Письмо от 17.12.2021 г. № 3919 - "Об итогах участия в тематических неделях по функциональной грамотности"

Школьные документы

Приказ от 15.12.2021 г. № 750 - "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся МАОУ СОШ № 2 им. А.П. Маресьева в 2021-2022 учебном году"

План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МАОУ СОШ № 2 им. А.П. Маресьева в 2021-2022 учебном году
 

Тематические недели

План проведения недели естественно-научной грамотности "Земля - наш общий дом" с 13 по 17 декабря 2021 года

План проведения недели математической грамотности "Математика - царица наук" с 6 по 10 декабря 2021 года

План проведения недели читательской грамотности "Никак не может ученик на свете жить без добрых книг" с 29 ноября по 3 декабря 2021 года

Задания на развитие функциональной грамотности

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности - https://fg.resh.edu.ru/;
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы - http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/;
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности - https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti.

Полезная информация

Понятие «функциональная грамотность» было впервые употреблено в 1965 году на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране. И тогда под термином понимали совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.
Сегодня функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Другими словами, навыки и умения, необходимые каждому для жизни в современном обществе и стремительно меняющемся мире.
Функциональная грамотность включает грамотность в чтении и письме, математическую и юридическую грамотность, грамотность в вопросах здоровья и семейной жизни, естественных науках.
При этом важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности. Особое внимание уделяется возможностям для саморазвития и самообразования.
Именно оценка уровня функциональной грамотности школьников лежит в основе Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Исследование проводится Организацией экономического сотрудничества и развития каждые 3 года. Первый цикл исследования был осуществлен в 2000 году, Россия принимала участие во всех циклах исследования.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:

1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.