Сведения об образовательной организации
menu
Вернуться назад

Служба школьной медиации



Буклет для учащихся "Помощь в урегулировании конфликтов"

Буклет для родителей "Помощь в урегулировании конфликтов"

Приказ от 30.08.2024 г. № 463 - "О деятельности службы школьной медиации в 2024-2025 учебном году"

Положение о службе школьной медиации

Школьная медиация, 
как альтернативный способ выхода из конфликта

Педагог-психолог
Пручай А.А

Разрешение конфликтов и проблем в современном мире представляет собой сложную проблему. Конфликт - это ситуация, в которой каждый человек или группа находится под влиянием одновременно нескольких более или менее равных сил. Конфликты и проблемные ситуации представляются неизбежной частью организационной и повседневной жизни.
Школьная жизнь - это сложный процесс, который включает в себя не только учебные ситуации, но и различные способы взаимодействия большого количества людей: родителей, педагогов, обучающихся. В ходе этих отношений нередко возникают конфликтные ситуации.
В этом случае в помощь медиация. Это эффективная технология разрешения споров и конфликтов широко используется в различных областях и социальных практиках во многих странах мира. Наиболее распространенными по сфере возникновения конфликтной ситуации являются семейная медиация, медиация в сфере образования (школьная медиация), коммерческая медиация, медиация в судопроизводстве, медиация трудовых конфликтов.
Зачем нужна медиация школе?
Главная цель медиации - превратить школу в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей и т.д.).
Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня насилия в школе и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.
Зачем медиация нужна родителям?
Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился.
Кроме того, медиация - это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми и взрослыми.
Зачем медиация нужна детям?
В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта.
Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создает необходимое чувство безопасности, где можно разрешить спор, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будет реализовано.
Сложности создания службы школьной медиации
На разных стадиях своего развития службы школьной медиации сталкиваются с различными сложностями. 
На этапе становления: 
1) Низкая информированность всех участников образовательного процесса о новых социальных технологиях и их практическом применении.
2) Несформированность правовой базы (отсутствие правовой защиты медиаторов). 
3) В школах не хватает подготовленных специалистов-медиаторов, имеющих психологическую подготовку и специализированного образования в области разрешения конфликтов, поэтому у медиаторов низкая уверенность в себе и мало опыта, существует страх ошибиться.
4) Куратором службы школьной медиации чаще всего назначается является социальный педагог или психолог со своими функциональными обязанностями и большой нагрузкой. Следовательно, он не имеет возможности систематически встречаться с учащимися-волонтерами, а это необходимо, особенно при запуске службы в школе. 
5) Администрация школы оказывает слабую поддержку. Службе нужно выделить место для проведения медиаций, собраний команд школьников-медиаторов, руководителю службы необходимо пройти обучение, а затем иметь в своем расписании время для работы в службе. 
6) Педагогический коллектив оказывает слабую поддержку, так как некоторым педагогам по-прежнему сложно отказаться от привычной административной позиции, нет личной мотивации и заинтересованности педагогов в результатах работы службы. Поэтому в службу не поступает информация о конфликтах, следовательно, нет практики, и со временем желание проводить медиации проходит.
7) Игнорирование родительского сообщества. 

На этапе интеграция в систему образовательной деятельности школы: 
1) Трудность с разграничением областей деятельности воспитательной службы, психологической службы и службы школьной медиации. 
2) Трудность с преодолением консерватизма педагогических коллективов в способах урегулирования школьных конфликтов. 
3) Трудность в распространении информация о конфликтах, которая часто просто не доходит до специалистов служб школьной медиации.

На этапе поддержания эффективной деятельности службы школьной медиации:
1) Возникают трудности, связанные со сменой поколений специалистов, набором и обучением взрослых и ребят. 
2) Сложность с передачей накопленного опыта.

Трудности, связанные с личностным потенциалом конфликтующих сторон: 
1) Участники придут к соглашению только при наличии таких личностных качеств, как способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю, умение понять оппонента, сдерживать свои негативные чувства, распорядиться правом выбора.
2) Учащиеся школы не доверяют специалистам-посредникам, которые настаивают на добровольном решении проблемы от сторон (неверие в собственные силы).
3) Готовность к участию в процедуре примирения учащихся, но родители иногда препятствуют их проведению.


Конфликт "Обучающийся - обучающийся"
В данном случае педагог не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между обучающимися порой необходимо.

Причины конфликтов между обучающимися:
• борьба за авторитет;
• соперничество;
• обман, сплетни;
• оскорбления;
• обиды;
• враждебность к любимым обучающимся педагога;
• личная неприязнь к человеку;
• симпатия без взаимности;
• борьба за девочку (мальчика).

Конфликт "Педагог - родитель обучающегося"
Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как педагогом, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.
Причины конфликта между педагогом и родителями'.
• разные представления сторон о средствах воспитания;
• недовольство родителя методами обучения педагога;
• личная неприязнь;
• мнение родителя о необоснованном занижении оценок обучающемуся.

Конфликт "Педагог - обучающийся"
Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь обучающиеся и педагоги проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.
Причины конфликтов между педагогом и обучающимися'.
• отсутствие единства в требованиях педагогов;
• чрезмерное количество требований к обучающемуся;
• непостоянство требований педагогов;
• невыполнение требований самим педагогом;
• обучающийся считает себя недооцененным;
• педагог не может примириться с недостатками обучающегося;
• личные качества педагога или обучающегося (раздражительность, беспомощность, грубость).
 
Заключение
Чем служба примирения может помочь родителям
• Родители могут обратиться в службу в случае конфликта со своими детьми, чтобы лучше понять их и уметь договориться с ним.
• Родители могут обратиться в службу в случае конфликта с учителем.
• Родители и родительский комитет могут обратиться в службу по поводу конфликтов с администрацией.
• Родители могут освоить навыки восстановительного способа разрешения конфликтов и использовать их в соответствующих ситуациях.

Что могут сделать родители для поддержки восстановительной культуры
Родителям, в первую очередь, надо поддерживать своих детей в их стремлении научиться разрешать конфликты конструктивным способом; могут поддерживать положительные изменения в детях после медиации, в классе и школе в результате деятельности службы примирения.
Родителям важно знать, во что вовлекаются их дети и к каким последствиям это приведёт, поэтому служба примирения обязательно проводит презентацию на родительских собраниях. Еще большее внимание уделяется родителям школьников-медиаторов, поэтому с ними лучше поговорить лично представителю службы примирения и получить письменное разрешение на участие их ребенка в деятельности школьной службы примирения. Представитель может написать письма родителям школьников-медиаторов, поздравив с выбором детей, объяснить смысл службы и рассказать о преимуществах, которые она может дать школе и самим медиаторам.
 
Чем служба может помочь школьникам
• Научиться конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми. Научиться убеждать других словами, а не силой.
• Участвовать в интересной «взрослой» и общественнополезной (волонтерской) деятельности.
• Научиться самоорганизации, стать более ответственными и культурными.
• Научиться конструктивно выходить из конфликта, ссоры, обиды, чтобы конфликты не перерастали в правонарушения.
• Помогать другим мириться (своим друзьям, сверстникам и родителям).
• Начать осваивать новую профессию – медиатор, получить уникальные навыки и опыт миротворческой деятельности.
• Лучше понимать сверстников и взрослых.
• Школьникам, пострадавшим от правонарушений, почувствовать себя в безопасности и поверить, что справедливость восстановлена и нет враждебности и угрозы со стороны других ребят.
• У детей-обидчиков в ходе медиации появляется возможность понять другую сторону, помириться, проявить раскаяние, посильно возместить причиненный вред, принести извинения и услышать слова прощения, осознать причины своего поступка и понять, что нужно делать, чтобы в дальнейшем не причинять вред другим людям.
• Детям-правонарушителям восстановительная программа дает возможность не чувствовать себя «хулиганами» или людьми, которыми взрослые всегда недовольны, восстановить хорошее отношение со стороны ребят, родителей и педагогов, планировать для себя такое будущее, которое поможет избежать попадания в ситуации острых конфликтов или правонарушений.

Что школьники могут сделать для развития службы примирения
• Осваивать переговорные техники и восстановительные программы.
• Помогать друзьям, сверстникам (и родителям) в примирении.
• Рекомендовать друзьям обращаться в службу примирения.
Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. В общем, можно сказать следующее: чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий, то есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.
 
Список использованной литературы
1.    Анцупов, А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А. Я. Анцупов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 207 с.
2.    Гоголева, Г. С. Создание специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях: методические рекомендации / авт. -сост. Г. С. Гоголева; ГАОУ ДПО ИРОСТ. - Курган, 2017. - 50 с.
3.    Мета, Г., Похмелкина, Г. Медиация - искусство разрешать конфликты. Знакомство с теорией, методом и профессиональными технологиями / составители: Г. Мета, Г. Похмелкина; перевод с немецкого Г. Похмелкиной. - Москва: Издательство «VERTE», 2004. - 320 с.
4.    Мелетичев, В. В. Конфликты в образовательном учреждении: психологические основы, причины, профилактика, разрешение: учеб. пособие / В. В. Ме- летичев. - СПб.: СПб,  2015. - 122 с.
5.    Профессиональный стандарт педагогов (воспитателей, учителей) в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования // Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
6.    Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в едином образовательном пространстве: специальное и инклюзивное образование: сборник научных статей по материалам межрегиональной научно -практической конференции с международным участием (19-20 декабря 2014 г.) / сост.: О. Г. Приходько и др. - М.: МГПУ, 2014. - 208 с.
7.    Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
8.    Федеральный закон РФ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 г. №193-ФЗ.
9.    Шоплер, Э., Ланзинд, М., Ватерс, Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0-6 лет): сборник упражнений для специалистов и родителей по программе TEACCH / пер. с нем. Т. Клочко. - Минск: Изд-во БелАПДИ «Открытые двери», 1997, 2016. - 256 с.
10.    Skinner, B. F. Verbal Behavior [B. F. Skinner. Reprint Series]. Action, MA: Copley Publishing Group, 1991, 2013.
11.    Sundberg, M. L., Partington, J. W. Teaching language to children with autism or other developmental disabilities. Pleasant Hill, CA: Behavior analysts, inc., 1998, 2000.
12.    http://www.nbpublish.com/library_get_pdf.php?id=38086 - DOI: 10.7256/2306-434X.2016.3.20247
13.    https://infourok.ru/programma-po-mediacii-dlya-obuchayuschihsya